Магистратура

Акушерство и гинекология — неразрывно связанные между собой области клиниче­ской медицины. В то время, как акушерство изучает в основном процессы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым пери­одом, разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений бе­ременности и родов, охраны плода и новорожденного, усилия гинекологии, как науки, направлены на исследование этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечение за­болеваний женской половой системы.

Специалисты в области акушерства и гинекологии должны иметь знания и умения по ме­дицинским наукам релевантным женской половой системе, включая все клинические ас­пекты диагностики консервативного и хирургического лечения, а также профилактики за­болеваний органов репродуктивной системы женщины вне и во время беременности.

Несмотря на грандиозные достижения современной медицины, некоторые виды патоло­гии, касающиеся области акушерства и гинекологии, продолжают представлять собой се­рьезную медико-социальную проблему. В связи с этим постоянно растет потребность в квалифицированных врачах  акушерах-гинекологах, владеющих в полном объеме на должном уровне знаниями и навыками комплексного лечения подобных заболеваний. Та­кими специалистами высокого класса призваны стать врачи — акушеры- гинекологи, полу­чившие степень магистра.

Кроме того, магистры акушеры-гинекологи, будучи высококвалифицированными спе­циалистами, смогут осуществить не только лечебно-профилактическую работу, но и научно-исследовательскую, ад­министративно-управленческую, медико-социальную и организационно- методическую работу.

В связи с вышеизложенным, магистр акушер-гинеколог будет полностью востре­бован в современных условиях.

Согласно учебному плану, в магистратуре по специальности «Акушерство и гине­кология» предусмотрена трехгодичная дневная форма обучения.

Занятия проводятся на кафедрах акушерства и гинекологии, базирующихся в родильных комплексах, на базе го­родских и республиканских, а также ведомственных лечебно- профилактических учре­ждений. Кроме того, предусмотрено обучение в участвующих НИИ и Научных Центрах МЗ или АН РУз.

Теоретическое обучение по специальности проводится в виде семинарских занятий по всем разделам акушерства и гинекологии, и включает методы исследования в акушер­стве и перинатологии. физиология родов и послеродового периода: рвота бе­ременных, артериальная гипертензия во время беременности, невынашивание; вагиналь­ные кровотечения в ранние и поздние сроки гестации. после родоразрешения, геморраги­ческий шок в акушерстве, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания в акушерстве; неудовлетворительный прогресс родов, тазо-головная диспропорция, методы активного ведения 3 периода родов, материнский травматизм. Беременность и фоновая соматическая патология, беременность и роды при некоторых акушерских осложнениях и ситуациях, тазовые предлежания плода; оператив­ное акушерство; досрочное прерывание беременности, индукция родов, инфекции во вре­мя беременности, родов и в послеродовом периодах, послеродовые инфекции: высокая температура после родоразрешения.

Функциональная анатомия женских половых органов и современные методы диагностики гинекологических заболеваний: структура и функция репродуктивной системы женщины, и её регуляция, нарушения развития репродуктивной системы: аменорея, маточные кровотечения в различные возрастные периоды женщины: нейроэндокринные синдромы в гинекологии, вирильные синдромы; воспалительные за­болевания женских половых органов: эндометриоз. доброкачественные опухоли матки, яичников: злокачественные опухоли женских половых органов; вопросы женской сексо­патологии, бесплодный брак, методы контрацепции, планирование семьи, репродуктивные технологии..

Часть тем семинарских занятий проводится студентами магистратуры третьего и второго года обучения с магистрантами младших курсов, а также студенты магистратуры 1 курса участвуют в преподавании студентам 4 курса лечебного факультета и студенты магистратуры 2 и 3 года обучения участвуют в преподавании студентам 5 курса лечебного факультета.

Практическое обучение (магистерская практика) проводится в отделениях родиль­ных комплексов, профильных отделениях стационаров, диагностических отделениях, в женской консультации, а также отделениях реанимации и экстренной помощи. Оно вклю­чает в себя самостоятельную интерпретацию результатов дополнительных исследований, осуществление лечебно — диагностических манипуляций процедур, заполнение медицин­ской документации, курацию больных в соответствии с перечнем практических навыков в рамках каждой ротации. Часть практических навыков осваивается во время дежурств. Практическое обучение (магистерская практика) проводится под руководством тренера и модератора.

Контроль обучения осуществляется путем проверки протоколов ежедневной рабо­ты с указанием доли самостоятельного участия студента магистратуры, а также проведения ПК и ИК.

Основные цели и задачи обучения

  • Целью обучения в магистратуре по акушерству и гинекологии является подготов­ка высококвалифицированных специалистов акушеров-гинекологов, владеющих в долж­ном объеме знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми в современ­ной акушерской и гинекологической практике, соответствующими требованиями серти­фикации и последующего лицензирования в качестве специалистов с уклоном на проведе­ние научных исследований и тренингов.
  • Задачи обучения:
  • развивать на современном уровне знания по эпидемиологии, этиологии, патогенезу ге-стационных и послеродовых осложнений, заболеваний внутренних органов, сопутствую­щих беременности, а также гинекологических заболеваний;
  • развить знания по дородовому уходу, использованию современных методов диагностики патологических состояний, сопутствующих гестационному и послеродовому периодам, гинекологических заболеваний;
  • развить навык самостоятельного определения необходимого объема и набора лечебно-диагностических мероприятий, используемых в акушерско-гинекологической практике;
  • научить осуществлять необходимые и адекватные лечебные и диагностические манипу­ляции и процедуры беременным, роженицам и родильницам, а гак же гинекологическим больным в амбулаторных и стационарных условиях:

-развить умение интерпретировать результаты современных лабораторных и инструментальных исследований, используемых в повседневной практике акушера- гинеколога. Развить навык оказания высококвалифицированной помощи на современном уровне при неотложных состояниях, связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом, а также у гинекологических больных:

  • развить навык проведения интенсивной терапии при гестационных осложнениях и гине­кологических заболеваниях:
  • развить знания по проведению комплекса социальных и трудовых реабилитационных мероприятий для беременных и гинекологических больных.
  • развить умение реализации профилактических мероприятий по снижению уровня наибо­лее распространенных гестационных осложнений и предупреждению гинекологических заболеваний.

К концу обучения обучающийся будет способен к следующему:

  • вести акушерские и гинекологические состояния компетентно, безупречно и самостоя­тельно.
  • использовать надлежащую технику преподавания и материалы на различных уровнях программы подготовки по акушерству и гинекологии, такие как программа по бакалавриатуре, клиническая программа, другие постдипломные программы.
  • представлять и вести научные исследования по специальности для совершенствования клиниче­ской практики и медицинской науки.

1.3.Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине: Магистр по специальности «Акушерство и гинекология» должен знать и уметь:

  • собрать акушерский и гинекологический анамнез и проанализировать его;
  • выполнять в совершенстве физикальное обследование беременных рожениц, родильниц и гинекологических больных.
  • определить объем и набор, необходимых лечебно-диагностических мероприятий, ис­пользуемых в акушерско-гинекологической практике.

-самостоятельно проводить необходимые лечебные и диагностические манипуляции бе­ременным роженицам, родильницам и гинекологическим больным.

  • интерпретировать результаты дополнительных исследований (лабораторных, функцио­нальных, гормональных эндоскопических, рентгенорадиологических, иммунологических, микробиологических, морфологических, генетических):
  • самостоятельно проводить комплексное индивидуализированное лечение патологии бе­ременности и фоновых состояний, а также гинекологических заболеваний в амбулаторных условиях, акушерского и гинекологического стационара, отделений реанимации и интен­сивной терапии;
  • проводить реанимационные мероприятия и оказание помощи при неотлож­ных состояниях в акушерской, перинатальной и гинекологической практике;
  • разработать и проводить реабилитационные мероприятия родильницам и гинекологиче­ским больным;
  • оказывать консультативную помощь женщинам:
  • демонстрировать заботу и уважительный подход при коммуникации, образовании и кон­сультирования пациента и их близких:
  • вести врачебную медицинскую документацию (полную, своевременную, аккуратную и разборчивую).

1.4. Перечень учебных дисциплин и их разделов, необходимых для изучения данной учебной дисциплины.

Обучение в магистратуре по специальности «акушерство и гинекология» базируется на знаниях и умениях, приобретенных на терапевтических и клинических кафедрах за время обучения в медицинском ВУЗе по программе подготовки врача общей практики и вклю­чает следующее:

  1. Нормальная анатомия (строение внутренних органов)
  2. Нормальная физиология (функциональная физиология внутренних органов)
  3. Патологическая анатомия и гистология (макро- и микроскопический субстрат бо­лезни при заболеваниях, осложняющих беременность и сопутствующих гестационному процессу, а также при гинекологических заболеваниях).
  4. Патологическая физиология (механизмы развития болезни, адаптивно-компенса­торные реакции и закономерности нарушения гомеостаза при заболеваниях, свя­занных с женской половой сферой).
  5. Биохимия (основные биохимические реакции, лежащие в основе развития заболе­ваний, осложняющих беременность, сопутствующих гестационному процессу, а также гинекологических заболеваний в комплексе приспособительно компенса­торных механизмов целостного организма).
  6. Микробиология (микробиологические и биохимические характеристики этиологи­ческих агентов, методы их идентификации и способы выбора оптимального противомикробного лечения инфекционных заболеваний, связанных с женской репро­дуктивной системой).
  7. Внутренние болезни (этиология, патогенез, классификация, клинические проявле­ния, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, комплексное лече­ние, реабилитация и профилактика заболеваний внутренних органов).
  8. Хирургические болезни наиболее распространенные заболевания, встречающиеся как осложнения или сопутствующие заболеваниям женской репродуктивной си­стемы вне и во время беременности, требующие экстренного или планового хирур­гического лечения, клинико-лабораторные и инструментальные критерии наибо­лее часто встречающихся хирургических заболеваний.
  9. Акушерская анестезиология и реаниматология. Быстрая первичная оценка (оказа­ние неотложной помощи и проведение реанимационных мероприятий беремен­ным, роженицам, родильницам, новорожденным, а также гинекологическим больным).
  10. Инфекционные болезни (диагностические критерии и принципы лечения наиболее часто встречающихся инфекционных болезней).
  11. Фтизиатрия (поражение внутренних органов при туберкулезе, клинико-лабораторные, инструментальные диагностические критерии).
  12. Эндокринология (диагностические критерии и принципы лечения наиболее часто встречающихся эндокринных заболеваний, поражение внутренних органов при эн­докринных заболеваниях).
  13. Дерматовенерология (поражение внутренних органов при кожных и венерических заболеваниях, диагностические критерии).
  14. Гематология (заболевания крови встречающиеся при беременности или осложня­ющие гестационный процесс, атак же встречающиеся в качестве фоновой патоло­гии при гинекологических заболеваниях).
  15. Онкология (ранние клинические признаки онкологических заболеваний женской репродуктивной системы, лабораторно-инструментальные критерии).
  16. Психиатрия (психосоматические синдромы в акушерско-гинекологической прак­тике, ятрогенные нарушения психики).
  17. Нервные болезни (клинические проявления, неврологические симптомы и синдро­мы в акушерско-гинекологической практике).
  18. Клиническая фармакология (механизм действия, фармакодинамика, фармакокине-тика, взаимодействие лекарственных средств).