Акушерство и гинекология — неразрывно связанные между собой области клинической медицины. В то время, как акушерство изучает в основном процессы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом, разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, охраны плода и новорожденного, усилия гинекологии, как науки, направлены на исследование этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечение заболеваний женской половой системы.
Специалисты в области акушерства и гинекологии должны иметь знания и умения по медицинским наукам релевантным женской половой системе, включая все клинические аспекты диагностики консервативного и хирургического лечения, а также профилактики заболеваний органов репродуктивной системы женщины вне и во время беременности.
Несмотря на грандиозные достижения современной медицины, некоторые виды патологии, касающиеся области акушерства и гинекологии, продолжают представлять собой серьезную медико-социальную проблему. В связи с этим постоянно растет потребность в квалифицированных врачах акушерах-гинекологах, владеющих в полном объеме на должном уровне знаниями и навыками комплексного лечения подобных заболеваний. Такими специалистами высокого класса призваны стать врачи — акушеры- гинекологи, получившие степень магистра.
Кроме того, магистры акушеры-гинекологи, будучи высококвалифицированными специалистами, смогут осуществить не только лечебно-профилактическую работу, но и научно-исследовательскую, административно-управленческую, медико-социальную и организационно- методическую работу.
В связи с вышеизложенным, магистр акушер-гинеколог будет полностью востребован в современных условиях.
Согласно учебному плану, в магистратуре по специальности «Акушерство и гинекология» предусмотрена трехгодичная дневная форма обучения.
Занятия проводятся на кафедрах акушерства и гинекологии, базирующихся в родильных комплексах, на базе городских и республиканских, а также ведомственных лечебно- профилактических учреждений. Кроме того, предусмотрено обучение в участвующих НИИ и Научных Центрах МЗ или АН РУз.
Теоретическое обучение по специальности проводится в виде семинарских занятий по всем разделам акушерства и гинекологии, и включает методы исследования в акушерстве и перинатологии. физиология родов и послеродового периода: рвота беременных, артериальная гипертензия во время беременности, невынашивание; вагинальные кровотечения в ранние и поздние сроки гестации. после родоразрешения, геморрагический шок в акушерстве, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания в акушерстве; неудовлетворительный прогресс родов, тазо-головная диспропорция, методы активного ведения 3 периода родов, материнский травматизм. Беременность и фоновая соматическая патология, беременность и роды при некоторых акушерских осложнениях и ситуациях, тазовые предлежания плода; оперативное акушерство; досрочное прерывание беременности, индукция родов, инфекции во время беременности, родов и в послеродовом периодах, послеродовые инфекции: высокая температура после родоразрешения.
Функциональная анатомия женских половых органов и современные методы диагностики гинекологических заболеваний: структура и функция репродуктивной системы женщины, и её регуляция, нарушения развития репродуктивной системы: аменорея, маточные кровотечения в различные возрастные периоды женщины: нейроэндокринные синдромы в гинекологии, вирильные синдромы; воспалительные заболевания женских половых органов: эндометриоз. доброкачественные опухоли матки, яичников: злокачественные опухоли женских половых органов; вопросы женской сексопатологии, бесплодный брак, методы контрацепции, планирование семьи, репродуктивные технологии..
Часть тем семинарских занятий проводится студентами магистратуры третьего и второго года обучения с магистрантами младших курсов, а также студенты магистратуры 1 курса участвуют в преподавании студентам 4 курса лечебного факультета и студенты магистратуры 2 и 3 года обучения участвуют в преподавании студентам 5 курса лечебного факультета.
Практическое обучение (магистерская практика) проводится в отделениях родильных комплексов, профильных отделениях стационаров, диагностических отделениях, в женской консультации, а также отделениях реанимации и экстренной помощи. Оно включает в себя самостоятельную интерпретацию результатов дополнительных исследований, осуществление лечебно — диагностических манипуляций процедур, заполнение медицинской документации, курацию больных в соответствии с перечнем практических навыков в рамках каждой ротации. Часть практических навыков осваивается во время дежурств. Практическое обучение (магистерская практика) проводится под руководством тренера и модератора.
Контроль обучения осуществляется путем проверки протоколов ежедневной работы с указанием доли самостоятельного участия студента магистратуры, а также проведения ПК и ИК.
Основные цели и задачи обучения
- Целью обучения в магистратуре по акушерству и гинекологии является подготовка высококвалифицированных специалистов акушеров-гинекологов, владеющих в должном объеме знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми в современной акушерской и гинекологической практике, соответствующими требованиями сертификации и последующего лицензирования в качестве специалистов с уклоном на проведение научных исследований и тренингов.
- Задачи обучения:
- развивать на современном уровне знания по эпидемиологии, этиологии, патогенезу ге-стационных и послеродовых осложнений, заболеваний внутренних органов, сопутствующих беременности, а также гинекологических заболеваний;
- развить знания по дородовому уходу, использованию современных методов диагностики патологических состояний, сопутствующих гестационному и послеродовому периодам, гинекологических заболеваний;
- развить навык самостоятельного определения необходимого объема и набора лечебно-диагностических мероприятий, используемых в акушерско-гинекологической практике;
- научить осуществлять необходимые и адекватные лечебные и диагностические манипуляции и процедуры беременным, роженицам и родильницам, а гак же гинекологическим больным в амбулаторных и стационарных условиях:
-развить умение интерпретировать результаты современных лабораторных и инструментальных исследований, используемых в повседневной практике акушера- гинеколога. Развить навык оказания высококвалифицированной помощи на современном уровне при неотложных состояниях, связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом, а также у гинекологических больных:
- развить навык проведения интенсивной терапии при гестационных осложнениях и гинекологических заболеваниях:
- развить знания по проведению комплекса социальных и трудовых реабилитационных мероприятий для беременных и гинекологических больных.
- развить умение реализации профилактических мероприятий по снижению уровня наиболее распространенных гестационных осложнений и предупреждению гинекологических заболеваний.
К концу обучения обучающийся будет способен к следующему:
- вести акушерские и гинекологические состояния компетентно, безупречно и самостоятельно.
- использовать надлежащую технику преподавания и материалы на различных уровнях программы подготовки по акушерству и гинекологии, такие как программа по бакалавриатуре, клиническая программа, другие постдипломные программы.
- представлять и вести научные исследования по специальности для совершенствования клинической практики и медицинской науки.
1.3.Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине: Магистр по специальности «Акушерство и гинекология» должен знать и уметь:
- собрать акушерский и гинекологический анамнез и проанализировать его;
- выполнять в совершенстве физикальное обследование беременных рожениц, родильниц и гинекологических больных.
- определить объем и набор, необходимых лечебно-диагностических мероприятий, используемых в акушерско-гинекологической практике.
-самостоятельно проводить необходимые лечебные и диагностические манипуляции беременным роженицам, родильницам и гинекологическим больным.
- интерпретировать результаты дополнительных исследований (лабораторных, функциональных, гормональных эндоскопических, рентгенорадиологических, иммунологических, микробиологических, морфологических, генетических):
- самостоятельно проводить комплексное индивидуализированное лечение патологии беременности и фоновых состояний, а также гинекологических заболеваний в амбулаторных условиях, акушерского и гинекологического стационара, отделений реанимации и интенсивной терапии;
- проводить реанимационные мероприятия и оказание помощи при неотложных состояниях в акушерской, перинатальной и гинекологической практике;
- разработать и проводить реабилитационные мероприятия родильницам и гинекологическим больным;
- оказывать консультативную помощь женщинам:
- демонстрировать заботу и уважительный подход при коммуникации, образовании и консультирования пациента и их близких:
- вести врачебную медицинскую документацию (полную, своевременную, аккуратную и разборчивую).
1.4. Перечень учебных дисциплин и их разделов, необходимых для изучения данной учебной дисциплины.
Обучение в магистратуре по специальности «акушерство и гинекология» базируется на знаниях и умениях, приобретенных на терапевтических и клинических кафедрах за время обучения в медицинском ВУЗе по программе подготовки врача общей практики и включает следующее:
- Нормальная анатомия (строение внутренних органов)
- Нормальная физиология (функциональная физиология внутренних органов)
- Патологическая анатомия и гистология (макро- и микроскопический субстрат болезни при заболеваниях, осложняющих беременность и сопутствующих гестационному процессу, а также при гинекологических заболеваниях).
- Патологическая физиология (механизмы развития болезни, адаптивно-компенсаторные реакции и закономерности нарушения гомеостаза при заболеваниях, связанных с женской половой сферой).
- Биохимия (основные биохимические реакции, лежащие в основе развития заболеваний, осложняющих беременность, сопутствующих гестационному процессу, а также гинекологических заболеваний в комплексе приспособительно компенсаторных механизмов целостного организма).
- Микробиология (микробиологические и биохимические характеристики этиологических агентов, методы их идентификации и способы выбора оптимального противомикробного лечения инфекционных заболеваний, связанных с женской репродуктивной системой).
- Внутренние болезни (этиология, патогенез, классификация, клинические проявления, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, комплексное лечение, реабилитация и профилактика заболеваний внутренних органов).
- Хирургические болезни наиболее распространенные заболевания, встречающиеся как осложнения или сопутствующие заболеваниям женской репродуктивной системы вне и во время беременности, требующие экстренного или планового хирургического лечения, клинико-лабораторные и инструментальные критерии наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний.
- Акушерская анестезиология и реаниматология. Быстрая первичная оценка (оказание неотложной помощи и проведение реанимационных мероприятий беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, а также гинекологическим больным).
- Инфекционные болезни (диагностические критерии и принципы лечения наиболее часто встречающихся инфекционных болезней).
- Фтизиатрия (поражение внутренних органов при туберкулезе, клинико-лабораторные, инструментальные диагностические критерии).
- Эндокринология (диагностические критерии и принципы лечения наиболее часто встречающихся эндокринных заболеваний, поражение внутренних органов при эндокринных заболеваниях).
- Дерматовенерология (поражение внутренних органов при кожных и венерических заболеваниях, диагностические критерии).
- Гематология (заболевания крови встречающиеся при беременности или осложняющие гестационный процесс, атак же встречающиеся в качестве фоновой патологии при гинекологических заболеваниях).
- Онкология (ранние клинические признаки онкологических заболеваний женской репродуктивной системы, лабораторно-инструментальные критерии).
- Психиатрия (психосоматические синдромы в акушерско-гинекологической практике, ятрогенные нарушения психики).
- Нервные болезни (клинические проявления, неврологические симптомы и синдромы в акушерско-гинекологической практике).
- Клиническая фармакология (механизм действия, фармакодинамика, фармакокине-тика, взаимодействие лекарственных средств).