Основной базой кафедры является родильный комплекс 2 клиники Ташкентской медицинской академии. Клинические базы кафедры полностью соответствуют профилю подготовки специалистов, являются частью экстренной и плановой гинекологических и акушерских служб практического здравоохранения. На кафедре имеется и активно используется в учебном процессе вычислительная техника и презентационное оборудование. Большинство лекций и семинаров приготовлено в электронном виде с использованием новых педагогических технологий и снятых на кафедре учебных фильмов. Осуществляется плановое постепенное обновление учебно-лабораторного оборудования. В течение последних пяти лет неоднократно проводилась модернизация имеющегося оборудования в соответствии с растущими задачами. Осуществлен плановый перевод всего демонстрационного материала с таблиц, диапроекторов на мультимедийные презентации. Особое внимание при преподавании акушерства и гинекологии уделяется ежедневному контролю знаний студентов, проводя теоретические семинары, после предварительного разбора больных по данной теме с проведением практических навыков.
На 7 курсе занятия проходят по предмету «акушерства и гинекология».
Целью обучения студентов — является подготовка к самостоятельному ведению физиологической беременности и беременности с осложнениями и экстрагенитальными заболеваниями в стадии компенсации, профилактике, диагностике и лечению послеродовых осложнений, угрожаемых состояний плода и новорожденного, основных гинекологических заболеваний, оказанию экстренной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, реабилитации после патологических родов и гинекологических заболеваний и проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья и планировании семьи.
Задачи:
— Выработать навыки по ведению физиологической беременности, беременности с осложненным течением и с экстрагенитальными заболеваниями в стадии компенсации;
— Обучить срокам и критериям госпитализации беременных с осложненным течением беременности и экстрагенитальной патологией;
— Научить диагностике, оказанию неотложной помощи, а также своевременному и безопасному отправлению больных в учреждение более высокого уровня.
— Выработать навыки по диагностике, диспансеризации и лечению основных неосложненных гинекологических заболеваний;
— Выработать знания и навыки по консультированию по всем методам контрацепции и навыкам по введению и удалению внутриматочной спирали, планированию семьи и здоровому материнству.
— Научить диагностике и оказанию неотложной помощи угрожаемых состояний плода и новорожденных
1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам
При обучении студенты должны знать:
- анатомические, физиологические и психологические особенности беременных разного возраста;
- взаимосвязь и регуляцию функциональных систем организма при беременности;
- методику осмотра, сбора жалоб, акушерского анамнеза беременных;
- этиологию, патогенез, классификацию, клиническую и лабораторно-инструментальную симптоматику, клиническое течение, диагностику, прогноз, современные принципы и методы консервативного лечения, уход за больными, врачебную тактику и врачебные мероприятия, профилактику при акушерской патологии и физиологической беременности и иммунологических заболеваниях;
- основные показатели, их физиологические и патологические параметры при цитологических и гистологических исследованиях;
- принципы действия лечебной и диагностической аппаратуры;
- вопросы планирования семьи, полового воспитания, гигиены сексуальных отношений;
- медицинскую деонтологию.
При обучении студенты должны уметь:
— профессиональный расспрос и осмотр
— оценка репродуктивной функции женщин в различные возрастные периоды
— тест на беременность
— установление срока беременности и родов
— определение массы плода
— определение группы риска для матери и плода
— осмотр в зеркалах
— бимануальный осмотр
— наружный акушерский осмотр
— измерение размеров таза тазомером
— выслушивание сердцебиений плода стетоскопом
— взятие мазка по Папаниколау на цитологию для ранней диагностики рака шейки матки
— введение и удаление внутриматочной спирали (ВМС)
— определение и интерпретация тестов функциональной диагностики (базальной температуры, симптома зрачка, симптома натяжения слизи)
— определение степени чистоты влагалищного мазка
— индивидуальный подбор средств контрацепции
— ведение физиологических родов
— определение состояния последа
— первичный туалет и обработка пуповины новорожденного
— оживление новорожденного
Проводить санитарно-просветительную работу по темам:
— личная гигиена
— половое воспитание
— гигиена сексуальных отношений
— консультирование брака
— планирование семьи
— значение контрацепции
— профилактический осмотр детей и подростков
— профилактический осмотр женщин фертильного возраста и в климактерическом периоде
— соблюдение интергенетического интервала
— трудоустройство
— скрининговые программы по раннему выявлению рака молочной железы и шейки матки
Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения акушерства:
- общий уход за больными
- пропедевтика внутренних болезней
- общая хирургия и анестезиология
- факультетская терапия
- факультетская хирургия
- урология
- эндокринология
- медицинская генетика
- гематология
- инфекционные болезни
- нормальная анатомия
- патологическая анатомия
- топографическая анатомия
- фармакология